Блог им. t-schumacher Хотите ходить пешком? Мы вам поможем! (с) ГАИ

Скоростное маневрирование в условиях ограниченного времени. Новый элемент, введенный для повышения уровня мастерства будущих мотоциклистов по просьбе старых байкеров, которые решили проучить и научить молодежь, не понимая того, какую «свинью» они подкладывают. И если уж совсем по правде, от этого «нововведения» лучше ездить не стали от слова совсем.
В 2017 году в Беларуси усложнили экзамен сдачи на категорию «А». Все предыдущие элементы – колейная доска, «восьмерка», переключение передач (с пониженной на повышенную, и наоборот), отрывание руки от руля, торможение, остановка – остались. Добавили два элемента, один из которых был обычной «змейкой» — весьма полезный и необходимый элемент, на котором курсанты отрабатывали навыки руления. А вот другой элемент – «скоростное маневрирование в условиях ограниченного времени» — весьма спорный и странный.

					Блог им. t-schumacher
											Хотите ходить пешком? Мы вам поможем! (с) ГАИ
			знаменитая «скоростная змейка»
Смысл этого «скоростного маневрирования» заключался в том, что в течении 7 секунд мотоциклист должен тронуться, проехать коридор (сектор длиной 5 метров), затем на втором отрезке (4,5 м) объехать конус слева, следующий отрезок (4,5 м) – конус справа, и через еще один отрезок (4,5 м – последний сектор) выехать в ворота. Общая ширина элемента 3,3 метра, длина 18,5 метров.
7,01 сек – экзамен не сдан, и никаких поправок на человеческий фактор (например, если экзаменатор слишком рано нажал кнопку секундомера). Как минимум, такие варианты выглядели как издевательство и имели место быть.
Коридор и выездные ворота – имеют ширину 90 см. Этого достаточно для ширины мотоцикла, но расстояние между конусом и сплошной, где необходимо маневрировать — тоже имеет ширину 90 см. Плюс в регламенте четко указаны расстояния ДО КРАЯ СТОЙКИ ИЛИ КОНУСА, а экзаменаторы все конусы и стойки центровали! то есть подошва фишки отбирала из полезных 90 см — еще сантиметров 10-13. Сложив дважды два — получаем на выходе проезд шириной 80 см, вместо 90. И вот как раз проблема в том, что на маленькой скорости контрруление работает не очень хорошо, для комфортного руления необходима оптимальная скорость. На скорости, для того, чтобы «закладывать» мотоцикл и грамотно проезжать «фишки» не хватало длины секторов (отрезков) между элементами и самой ширины проезда рядом с конусами.
То есть понимаете. Для объезда первого конуса необходимо было «качнуть» мотоцикл влево, для того, чтобы сократить амплитуду для объезда препятствия, а затем так же лихо «переложить» мотоцикл вправо и снова влево, чтобы так же сократить амплитуду для объезда второго конуса перед выездом в ворота. То есть должна была получиться плавная мягкая S-ка. Короче, без контрруления никак.
Чисто интуитивно я понимала, что с этим элементом что-то не так, и решила обсудить свои «подозрения» с коллегой, который профессионально занимался мотоджимханой. И он подтвердил мои сомнения. Все сегменты элемента и расстояние от фишек до края элемента были слишком маленькими для того, чтобы скорость была оптимальной при которой контрруление весьма эффективно, либо надо было выполнять этот элемент коряво, на малой скорости, но тогда был риск ошибок и, конечно, же уложиться в 7 секунд не представлялось возможным. Кто-то пытался проехать на первой. Это был фейл. (здесь должен быть смайл рука-лицо).
Этот элемент экзамена был создан безграмотно и чересчур опасно!
Ошибок было много. Проблемы возникали следующие – курсанты могли не успеть переключиться на вторую передачу в начале (в коридоре, выигрывали те, кто мог трогаться со второй передачи, не отвлекаясь на переключение), многие пытались газовать на объезде фишек либо оттормаживаться перед фишками со сбросом газа и выжимом сцепления, если разгонались в коридоре слишком сильно, а самая основная ошибка – после объезда последней фишки многие, не выровняв мотоцикл, откручивали ручку газа и летели черт знает куда, но только не в выездные ворота, а особо одаренные пытались ездить ломаной линией по диагонали, но как раз, если у них и получалось объехать первый конус, уже не могли среагировать и обрулить второй конус – физически это было невозможно. Естественно, все ошибки исправлялись. И кстати, многие стремились сразу на скорости пройти этот элемент. На что я учеников просто одергивала, и требовала сначала проходить на меньшей скорости без ошибок, а затем наращивать темп.
В итоге, понимая, что ничего не изменится, и этот элемент многим попортит жизнь и придется с ним мириться, мне пришлось вырабатывать методику, отталкиваясь от возможностей курсантов и самого мотоцикла, который был далек от технически исправного, попутно тренируя правильное направление взгляда и и поворот головы. Кстати, многие не верили, что мотоцикл следует за взглядом, и чем больше поворачивать голову в сторону поворота, тем меньше его радиус, пытались смотреть «туннельно» только вперед, боясь перевода взгляда. Задачи выпустить из автошколы мотоджимханистов не стояло, да и сама я была обычным инструктором, так сказать, из народа, но заложить «базу» для усовершенствования будущих навыков я должна была.

Хорс Z150. Первую передачу можно было не включать вообще, потому что между первой и второй…. ну сами знаете. На второй передаче мотоцикл был более адекватным. Я писала раньше про учебный Хорс – он был очень дерганный и резкий, а еще очень «уставший». Был подобран оптимальный вариант прохождения «скоростной змейки». Если бы пришлось учить курсантов по методике «мотоджимханы», мотоцикл бы умер через месяц активной эксплуатации. Пришлось разрываться между «дать достойные знания» и «сохранить мотоцикл».
Элемент «скоростная змейка», как прозвали его курсанты, слишком опасный и травматичный в виду невозможности грамотно распределить скорость и правильно рулить. Усугублялась ситуация отсутствием ровной гладкой площадки без посторонних включений в виде бордюров. Как раз у нас в автошколе элемент находился в непосредственной близости от бордюров, а в конце асфальт заканчивался и после дождей там была раскисшая грязь, где курсанты на развороте часто падали.
В ГАИ вместо конусов стояли стойки — квадратные металлические платформы (Т-образные) с острыми углами (очень похожие для подставки для живых елок), из них торчали деревянные колья. Я, зная, что может произойти в этот момент, очень переживала своих учеников. На выездных воротах один экзаменатор любил ставить обломанную заостренную палку в платформе, моя богатая фантазия обрисовывала мне картины из страшных триллеров, как курсант падает и пропарывает себе живот этим колышком, я была просто в ужасе от страшных ожиданий. Однажды ученик, ускорившись на выезде, зацепил этот «кол», стойка упала на бок, опасно оголив торчащие острые металлические углы квадратной площадки, и протащил его под колесами, едва не упав. С того момента, заостренный деревянный огрызок убрали с выезда.
Я хотела поднять этот вопрос на высшем уровне, но мне мягко намекнули, что если я подниму шумиху, сдачи мои упадут до 0. Предвзятое отношение никто не отменял. Я могла попасть под раздачу в своем желании помочь ученикам. Сколько курсанты возмущались и обещали помочь своим последователям после сдачи в ГАИ – дальше разговоров это не зашло. Получали права и забывали все, как страшный сон. А мы воевали. Тренировались и набивали шишки.
Чего действительно не хватало и не хватает в обучении на категорию «А» — это сдачи города. Проблема не в том, что много мотоциклистов, а проблема, что большинство выпущенных из автошколы мотоциклистов — слишком молодые и не имеют опыта городской езды даже на машине. А соответственно, они не чувствуют дорожной обстановки, не знают подводных камней, и часто становятся жертвой скорости и собственного низкого уровня мастерства.
Очень жаль, что дан частично безграмотный упор на отработку руления, и полностью проигнорирована езда по городу.
И насколько мне известно, российские элементы мотошкол отличаются от наших, белорусских. Там они более адекватные.
А еще бы я очень хотела тех старых байкеров, которые «топили» за усложнение экзамена «А» категории, самих привлечь к прохождению этого элемента. Даю гарантию, ни один из них без подготовки и отработки не проехал бы. А мой результат был налицо — всех, кто имел способности – я научила и выпустила с категорией.
Экзамен в ГАИ
В ГАИ работало негласное правило – сдача не более 60%. В назидательных целях, либо для пополнения «казны» на оплате пересдач. А видно это было невооруженным взглядом. Сначала, к примеру, валили, на мелочах, завалив нужный процент, к остальным относились лояльно, и закрывали глаза на то, за что завалили курсантов в первой партии (например, касание колесом разметки на «вомьмерке»). Иногда первые и последние сдавали хорошо, середина – регулировала тот самый пресловутый процент. Конечно, это все мои домыслы, скажет любой экзаменатор, но факт остается фактом. Это видели все и прекрасно понимали. Все, кто не сдали в первый раз, за оставшиеся две пересдачи экзамена получили права. Хвостов не осталось — все стали мотоциклистами. Это говорит о том, что все-таки работала я не зря.
Может прозвучит слишком заносчиво, но после моих дополнительных занятий, у меня сдавали те, кто давно ездил, но не могли сдать самостоятельно. Хватало 3-5 занятий и люди получали категорию «А». Потом ко мне стали идти люди по совету. Я старалась оправдать их ожидания. Возвращаясь к нашим баранам, видимо, красноречие и понимание иногда гораздо важнее самих навыков. К слову, знаю тренеров, которых переплюнули их ученики, но это не значит, что тренеры плохие — просто хватку потеряли, но умение объяснять — нет. Любой навык без постоянной тренировки — теряется. Это касается всего. Даже выработанные условные рефлексы притупляются со временем, если не заниматься и не поддерживать себя в тонусе.
Со всеми ребятами у нас были теплые дружеские отношения. Коллеги меня критиковали, мол, распускаешь их, слишком фамильярничаешь. Но я объясняла, что это совершенно другой сорт людей, с ними нельзя держать дистанцию – это мои будущие мотобратья и мотосестры.
Пришли ко мне однажды на обучение два друга. Один умел ездить, второй полностью нулевой. Единственный раз, когда я ошиблась в способностях. В итоге, с первого раза сдал тот, кто никогда до автошколы не сидел на мотоцикле, а друг сдал со второго раза.
Много разных курьезов случалось в моей работе. И «на козу» мотоцикл ставили, ломали номерную рамку, поворотники, падение и загиб лапок – это вообще неотьемлимый атрибут обучения, лапка заднего тормоза практически сразу загибалась под коробку, ребята прыгали через бордюры, после моего ухода из автошколы, курсант, который умел ездить, разогнался и врезался в ремонтную эстакаду, диск в переднем колесе лопнул, а бак пробило насквозь. А на площадке ГАИ однажды девочка открутила газульку и снесла огромный пролет железного забора.
Пару слов об ответственности.
Некоторое время инструктор категории А считался ответственным за курсантов. То есть, если бы случай, не дай бог, получился бы смертельный, наверное, я бы отвечала, как водитель – мне светили бы уголовка /условка/химия. Не знаю, насколько правда, но меня этот ужас обошел стороной. Потом мне торжественно объявило руководство, что с такого-то числа я больше не несу отвественность за курсантов. Мне вот просто интересно, как я могла нести ответственность за ученика, если все обучение – в движении, и только вождение. И если ученик словил клин и открутил ручку газа по направлению в забор – чем конкретно я могу ему помочь в данном случае и о какой ответственности может идти речь?
Ведь у меня были ребята на обучении весом под 100 кг + вес мотоцикла 130 кг. Как можно в движении остановить 230 килограмм, чтобы спасти и сохранить здоровье курсанта? Даже при моей богатой фантазии, я не могу представить, как это выглядело бы.
В истории своего города я так и останусь первой женщиной-мотоинструктором. Возможно, не самым опытным и не самым лучшим, зато все свои знания я с удовольствием передала своим ученикам. Я болела за них душой на каждом экзамене, как за родных. Теперь, встречая своих бывших курсантов, мне не стыдно и мы всегда рады видеть друг друга.

Источник: bikepost.ru