Блог им. Aleksei43RUS Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года

Друзья, всем огромный привет!
Решил создать небольшую историю о восстановлении двигателя ИЖ-56. Ни разу не посвящал посты одному двигателю, но тут подвернулся интересный агрегат, и сам владелец двигателя подтолкнул на мысль.
Виновник торжества — двигатель ИЖ 56 1959.года.
История началась, когда незнакомый мне человек написал с предложением отремонтировать его двигатель, как я понял он меня нашёл как раз по постам на этом сайте)) (кстати это не первый случай).
Для меня было удивлением, что этот двигатель приедет ко мне с самого Владивостока! Почти через всю страну!
Все подробности далее))) Всех желающих — милости просим!
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Небольшая предыстория со слов владельца:«Без движения мотоцикл стоял 37 лет, хранился в 5ти футовом кантейнере переделанном в сарай с грудой домашнего скарба, кресел старых, вещей, ковров и т.п. Родной спидометр был с белым полотном, на нём пробег смешной в 3 с копейками тыщи. Я мот застал уже заржавленным в паутине, перевозил в город по частям, разбирал на месте. Ещё телефонов в то время даже небыло, чтобы фото сделать. Привёз я его в город в году 2001 или 02 в разобранном виде, так он и хранится по сей день, сейчас рама на колёсах, без навесного. Первый хозяин по техпаспорту купил его новым в селе Раздольное Приморского края, деду моему продал в 1961 году.» А теперь пришло время его оживления!
Если честно, то я стараюсь подальше держаться от 56-х двигателей, тем более если надо привести в первозданный вид. Когда нужен оригинал, то начинаются пляски с бубном по поиску необходимых оригинальных запчастей. А вся прелесть в том, что у 56-х, по сравнению уже с Планетами-1 и далее, совершенно другая коробка передач, барабан сцепления, цилиндр.
У меня был опыт с 2 двигателями и каждый из них мне откровенно создавал проблемы. Этот тоже не стал исключением 🙂
Честно говоря, я не хотел изначально брать двигатель, так как представлял, что меня ожидает, но человек был уверен, что всё получится и почему-то без всяких сомнений отправил двигатель и даже предлагал сразу оплатить ремонт. Но всё нужно делать своевременно, как говорилось в фильме 12 стульев «утром деньги — вечером стулья», ну а на наш лад «утром двигатель-вечером деньги».
Приехал долгожданный путешественник!
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Сразу же было ясно, что с мойкой придётся повозиться. Признаться, это самое нелюбимое занятие. А чёрные пятна грязи с маслом между рёбер цилиндра просто предвкушали, что малой кровью тут не обойтись.

Начал разборку. Как обычно начал с верху. Нагарище! М8, не иначе 🙂
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

За крышкой кпп, на удивление, всё было более менее чисто и опрятно.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А вот и болячки. Зуб отломан — не натягивали цепь. А может от старости отпал… Ну не суть.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Цилиндр без задиров! А вот поршень уже 000, значит меняли. Расточка 100%, но всё равно потом цилиндр замерим на эллипс. Практика показывает, что в 9 из 10 случаев надо растачивать.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Посмотрел… и оставил цилиндр на «закуску». Его всё равно ставить в последнюю очередь, так что отмыть успеем.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А вот это жёстко! Видимо, хомут кик-стартера было затягивать уже не куда и дело пошло во все тяжкие. Вот такое я реально видел в первый раз. Ну ещё бы, столько лет ездил на родном секторе!
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Посмотрим, что там в муфте сцепления. Я был так увлечён, что забыл слить масло. Ну как масло… это был почти маргарин, причём такой спецефический запах застоялого масла, его ни с чем не спутать. Вытекало оно неторопливо… Моторная цепь свое отходила. Самопальная прокладка — значит уже лазили. Ну было бы через чур удивительно, если бы он ни разу не вскрывался.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А вот барабан сцепления уже был в ужасном состоянии. Он до того долго ездил, столько испытал, что полысел…
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Текстолитовые диски… ну и так всё ясно))) А вот железные! На удивление они были без признаков перегрева и по толщине были ещё почти как новые.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

И вот одна из особенностей двигателя. Посадка на первичный вал самого барабана тут совершенно другая, нежели у поздних моделей. Из-за чего пришлось искать такой же барабан в хорошем состоянии. На удивление нашёлся почти новый, где-то в Ставропольском крае. Со всех уголков страны запчасти съезжаются)
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Совершенно стандартная ситуация — слетела пружина храповика, плюс непонятная шайба на коленчатом валу. А самый сюрприз — привод спидометра. Вот он то и доставил хлопот потом!
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Отверткой винты не откручивались… Стоило ударной отвёрткой ослабить один винт, как вся эта конструкция развалилась. Вот те на! Офигеть… Вот эту детальку с тросиком я искал 2 месяца. А ещё в самом картере должен быть сальник и как-то вставляться тросик. Нашёл древний каталог, посмотрел, более менее понял, но манжету не нашёл, а тросик и подавно, но это пока не столь важно.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

При снятии поршня увидел, что палец с одной стороны без отверстия. На ЯВЕ ещё видел такие, но чтобы на ИЖе — ни разу! Может самопал… Раньше ведь токарка в каждой деревне была — делали почти всё.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Масло так склеило валы, что они так просто не доставались! Вот и началось веселье. Всё это выглядело так, как будто окунули в кипящую смолу и оставили. Один плюс- ничего не заржавело. Огромный минус — геморрой при разборке и чистке.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Вот честно, кое как достал это хозяйство! А вытекать масло не хотело и всюду липло.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ну вот — усик фиксатора сломан. Интересно, но подшипник первичного вала был с трещиной, и непонятно как он работал.
А половинки были склеены… чем? Самой жёсткой половой краской. Это хуже герметика, кое-как отскрёб из всех щелей это чудо ( ну раньше понятно, герметиков не было, чем смогли, причём конкретно так смогли...)
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А краска то и вправду сильная! У бабушки в деревне пол в избе такой краской выкрашен, наверно со времён Батьки Махно, и до сих пор как новый, а тут и говорить нечего — навека!
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Начинаем чистку деталей и заодно производим дефектовку. И как бы не было это печально — половина деталей уже была не пригодна. Время и эксплуатация взяли своё. Обо всех заменённых запчастях буду походу указывать.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Изрядно попотев, отмыли картера. Сначала отмывал его самой ярой химией, потом горячей водой из автомойки. Затем ещё раз химией и потом уже смывал это бензином. Ну а затем подсушил и всё насухо вытер. И потом ещё разик пришлось из мовильницы всё промыть мощной струей бензина. На фото белый налёт это ещё до последней процедуры с бензином. А в завершении всё продуваем сжатым воздухом и выдуваем абсолютно всю грязь. Шик, блеск, красота.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Начинаем сборку! Наконец-то. И тут начались небольшие казусы. На левой половинке натяг под обойму подшипника был ещё нормальный, а на правой уже прослаблено. Для надёжности левую обойму посадил на ярый фиксатор, а с правой обоймой пришлось поработать. Вобщем, пришлось отдать аргонщику и токарю, чтобы немного наварили на картер и обработали. В итоге так же обойму на фиксатор и закернили. Всё, здесь готово.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Всё, споловинили. Подшипники необходимо смазать солидолом, чтобы обеспечить запас смазки на первое время работы. Картера стянуты — коленчатый вал крутится, это хорошо.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А вот эти болты некоторые очень не любят, так как забывают вставить до установки крышки кпп. А когда приходит очередь установки двигателя, то эта пропажа просто как удар ниже пояса. Чтобы не забывать их, я всегда при стягивании половинок вставляю из и затягиваю — при этом картера максимально и равномерно прижимаются. Если их не стянуть, то получается мы прижмём только ту часть, где находится коленчатый вал.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Так же дополнительно я вркучиваю винты, которые устанавливаются уже на крышку кпп. Это так же для максимального стягивания. Хуже не будет.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ну и в завершении убираем лишний герметик, чтобы всё выглядело аккуратно.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Теперь очередь кпп. А тут тоже было «весело».
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Упорная пластина была от П5, но обрезанная до нужной формы. Старая пластина была выгнутой и металл уже стал очень мягким — смысла в ней не было. Так же установили этот горе-привод спидометра.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

После установки подшипников опять проблема — не устанавливается первичный вал.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ощущение что на посадочном месте были лишние 2 сотки диаметра. И если вспомнить начало поста, то там я упоминал, что обойма подшипника на первичном валу была с трещиной. Причина? — слишком большой натяг. Для проверки взял ещё один вал от 56-го Ижа. Замерил диаметр посадочного места и сравнил с размерами в книжке. Не буду мучить цифрами. В стандарте в данном соединении максимальный натяг 0,01мм, а у обоих валов были лишние 2 сотки. Ну, идём в соседний гараж и на станке дорабатываем. А всё для чего? Первичный вал должен почти без усилия устанавливаться в подшипник, чтобы при регулировке зазоров в кпп как раз чувствовать эти зазоры.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ну всё, после регулировки зазоров на каждом валу — производим пробную установку. Ах-да, заменили в край изношенный вал переключения в сборе и фиксатор передач, так как на старом был отломан верхний ус (но ведь и тут не просто! Старый пришлось высверливать, так как обычный планетовский был иной конструкции, но что нам стоит...).
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Собрали.Метки совместили. 3 и 4 передачи включались отлично, а вот 1 и 2 совсем не хотели. Хм…
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Собираем кпп на крышке и проверяем все переключения. В итоге пришлось сменить копирный вал и упорную шайбу под ним, так как старая шайба не подошла по толщине к другому валу. Вроде прошлый или позапрошлый 56-й двигатель так же мне парил мозги с коробкой.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Контрольная сборка. Кстати, все зазоры регулируются с прокладкой под крышку кпп! Если регулировать без неё, то при окончательной установке зазоры увеличатся.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ну вот, всё хорошо и плавно переключается. КПП готова. Теперь очередь сцепления. Старый вал кик-стартера был трупом. В закромах нашёл 56й вал в сборе с сектором и пружиной. На старом валу даже пружина потеряла упругость.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Вот и всё. Муфта сцепления собрана! Моторная цепь Латвия, а то Кировские стали быстро растягиваться. На этом с левой стороной можно закончить. Потом установим крышку и готово.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ротор пришлось заменить (так же порылся в закромах). Старый был до того побитый, что при одном взгляде на него нападала грусть-тоска.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Вот и правая сторона почти готова. Винты, отверстия под копирный вал и направляющие, плюс заглушка подшипника аккуратно замазаны герметиком, дабы исключить утечку масла. Теперь здесь всегда будет чисто, и кроме как смазки цепи — ничего не будет. Генератор так же пришлось ставить из запасов, так как на старом были обрывы на обмотке. Зажигание отрегулируем, когда будет поставлен цилиндр.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Немного облагородили боковые крышки двигателя. Мелкая наждачка, вода, паста ГОИ и полировочный круг своё дело сделали.
К сожалению не удалось сделать идеально ровную поверхность, так как качество литья оставляло желать лучшего, всё-таки 1959 год. Например, крышки 3,4,5 моделей куда лучше поддаются полировке.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

А вот и поршневая группа готова. Цилиндр был расточен под 1 ремонт.
Вышло так, что цилиндр пришлось ставить не родной. На родном цилиндре крышки продувочных каналов попросту развалились при их снятии, так как от времени сплав оказался очень хрупким. А отдельно такие крышки никто не продаёт… пришлось искать цилиндр. Практика показала, что лучше эти крышки вообще не снимать, дабы не создавать проблем.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Подобрав нужный поршневой палец, подогнав зазор в стыке поршневых колец — устанавливаем всё это дело на своё место. Под цилиндр вырезали индивидуальную прокладку, так как магазинские чаще всего не подходят по толщине, так же вырезали нужные бока под продувочные каналы.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Устанавливаем головку цилиндра…
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Никого не смутила головка от П5? Это временно, чтобы настроить зажигание по индикатору часового типа. Так как на родной головке свечные отверстия расположены под углом с левого и правого бока, то точность настройки уже не та и можно ошибиться при настройке. А тут всё будет точно. Часто спрашивают, почему не ставлю БСЗ. Ставить на планету я не вижу смысла, так как настроенное кулачковое зажигание и смазанный эксцентрик никогда не подводили. На своей Планете 4, настроив зажигание в 2009, до сих пор оно ни разу не сбивалось, так что не вижу смысла переделывать, так как владельцу нужен оригинал.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Ну вот, двигатель почти готов. Выглядит куда лучше, чем был.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Остался карбюратор… Точнее 2. Из всего присланного нужно было собрать один. На первый взгляд было видно, что тут уже до того всё уставшее, что ничего не соберётся.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Но после разборки, чистки и продувки были отобраны наилучшие запчасти, которые были ещё в хорошем состоянии.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Карбюратор собран. Да! Финишная черта! Хотя, это всего 98% готовность. Остальные 2 процента — это пробный запуск и настройка карбюратора.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

На этом можно подвести итоги ремонта этого чуда. Вот так выглядит ремонт 61-годовалого двигателя. Конечно, пришлось поменять практически всю внутрянку, но ведь до такого возраста мало какой двигателя мотоцикла доживёт.
Но с установленными деталями он проездит ещё долго, может и нас ещё переживёт. Кто-то скептически относится к новодельным деталям, НО, шатуны теперь хорошего качества и ходят не хуже заводских, поршни просто нужно выбрать правильной геометрии и расточить под нужный зазор. Так же бережная обкатка и использование хорошего 2т масла продлят жизнь двигателю.

Так же слово ненавистникам этих двигателей, которые посмотрев видео «почему я не ремонтирую совки» какого-то ремонтника скутеров, скажу — в данный момент этот двигатель не будет покорять высокие скорости и ставить рекорды на Бонневиле. Здесь совсем иное! Не просто так люди восстанавливают Советскую технику, чаще для сохранения добрых воспоминаний о детстве, юности, молодости или просто сохранить как семейную вещь. А всё это сравнение с другими иномарками — это бред. Сравнивать надо с чем-то подобным а не двигатель 59 года и современный двигатель.

Вобщем! Порадуемся за вторую жизнь старичка)) Пусть теперь он ездит дальше и радует своего хозяина.
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />
<br />
					Блог им. Aleksei43RUS<br />
											Восстановление двигателя ИЖ-56 1959года.<br />

Всем спасибо, до новых встреч.

Источник: bikepost.ru

Добавить комментарий