Тройка, семерка, туз или как устать от усталости, а не от собственной старости)
После прошлогодней покатушки по Коми и Архангельской области, решили в этом году катнуться в ту же сторону. Всю зиму смотрели карты, снимки со спутника, искали информацию, вечером, за день до старта, примерный маршрут все же нарисовался. Особый интерес представлял Якшинский тракт и участок железной дороги от Нижний Турунью до Лесного. По тракту ездили джипперы, мотоциклисты, правда вся инфа до 2012 года. Даже нашелся трэк каких-то велосипедистов того же 12 года, по которому мы и поехали. По второму участку было только известно, что колония в Турунью закрыта, железка не используется, в каком состоянии неясно. Вещи собраны, мотики обслужены и обуты в новую резину Митас. С02 назад, Е13 наперед. Чтобы бессмысленно не точить резину по асфальту, загрузились в Соболь и двинулись в сторону Кирова.
В Кирове заселились в гостишку Вятка. Рекомендую. Почти центр, чистота, порядок, все удобства в номере. Охраняемая стоянка 100р сутки, стоимость проживания 1400р за двухместный номер.
Вечером вышли проветриться и чуть не были завербованы в некую финасовую пирамиду, но проявили стойкость духа, отказались от халявного коньяка и удалились в номера. Утром был дождь. Администрация отеля любезно предоставила нам площадку под навесом у главного входа для выгрузки и сбора мотоциклов.
Неспеша разгрузились, навьючились, отогнали соболь на стоянку и двинулись в путь. Первый день, периодически поливаемые дождями, неспеша и лениво по асфальту добрались до поселка Афанасьево. На заправке случайно встретили местного егеря, справились про дороги по нашему маршруту, он кому-то звонил, узнавал, в итоге были внесены корректировки. Переждав ливень, поехали заселяться в гостевой дом.
Вечером поужинали в кафе Довольный Слон, прогулялись по поселку, посидели на берегу еще узкой и мелкой Камы.
Под утренний моросящий дождь тронулись в путь. Наконец-то асфальт остался позади и начались грейдера. Из Кировской Сюзьвы ушли на Пермскую Сюзьву. Лесные песчаные дорожки, дождь закончился, тепло но не жарко, небольшие лужицы, едешь и кайфуешь. Незаметно долетели до деревни Верх-Коса, остановились попить водички и узнать про дорогу.
Местный дядька поставил нас перед выбором. До Юрлы две дороги. Одна 100км не глубокого песочка, вторая 70км, но из них 40км глины. Как то сразу вместе не сомневаясь выбрали глину. По ней-то мы еще не ездили.
По началу глина показалась достаточно лайтовой, но один участок, километров на 10 был дико скользкий, видимо тут совсем недавно прошел дождь. В д.Елога повернули не в ту сторону и поняли это только километров через 15. Пришлось возвращаться.
В Юрле пообедали дешево, но не вкусно. Перед кафешкой подошел какой-то парень, узнал откуда мы и куда едем, достал горсть мелочи, протянул и сказал, денег нет, но возьмите хоть это, вам больше пригодится. Еле отбились.
Немного асфальта и опять уходим на грейдера в сторону Тюлькино.
Сухо-мокро-грязь-песок долетаем до парома. Тут Кама уже окрепшая и набравшаяся сил.
Переправляемся, смотрим карты, есть дорога параллельно асфальту. Ловим аборигена, уточняем, дорога есть но убитая. Значит нам туда. Выскакиваем за Жуланово, фотографируем противосусликовый АН-2 за забором.
С горящей лампочкой, призывающей заехать на заправку движемся в сторону Чердыни.
Чердынь понравилась. Старый купеческий городок, исторический центр сохранен, на каждом доме табличка с информацией, что за дом и какому купцу принадлежал. Кафе нет, один круглосуточный магазин на весь городок. Заселились в гостишку на берегу Колвы, доехали на такси до магазина, взяли еды и напитков, на обратном пути прогулялись по улочкам попивая настоечку.
На следующий день становится интересней. Считаем путь до следующей заправки после Ныроба, получается 240км. Хаска по асфальту и грейдерам жрет в районе 4,5л на сотню, EXC500 еще меньше. Бак у меня 13л, у КТМа 21. Решаем, что канистры 5л и двух баклашек по 1,5л должно хватить. Доезжаем до Ныроба, заливаем полные баки, баклашки, канистру. Общаемся с местными, которые в очередной раз говорят, что дороги там нет, мостов нет и хрен там проедешь. Покупаем запас воды и других напитков. И стартуем на Валай. Сразу начинается убитый грейдер. Ямы большие, скорость маленькая. При объезде ямы по левой стороне дороги с прилегающей дорожки выскакивает ГАЗ 3308. Игоряна он, похоже вообще не видел, а глядя на меня выпученными глазами, крутил руль и жал на газ вместо тормоза. Пришлось уходить, наваливая через те ямы, которые пытались объехать. Выскочили в последний момент прям из-под колес. Водила, похоже, подумал, что его глючит и дал себе обещание не бухать до понедельника.
Догоняем КАМАЗ-лесовос, водила сигналит. Останавливаемся, разговариваем. Прогнозы на проезд такие-же сомнительные. Едем дальше. Доезжаем до Валая. Большой поселок на берегу реки. Живых людей не видели, но вроде как пара домов еще обитаемы. Пересекаем реку Березовую по хорошему бетонному мосту и движемся дальше.
Очень скоро начинаются лесовозки с колеями по колено, гати, лужи. Не скользко, едется нормально. Упираемся в разрушенный мост, идем смотреть. Перекинуто четыре бревна, рядом брод с пол колеса. Не далеко в лесу раздается хруст. Решаем, что это был Пермский Веткохруст, но узнать как он выглядит желания ни у кого не возникает. Поэтому садимся на мотоциклы и быстро форсировав ручей вброд, уносимся дальше.
Начинается перешеек. Участок с глубокими глиняными колеями. Движемся постоянно по гребню, изредка перескакивая с одного на другой. Радуемся, что пару дней здесь не было дождя. Удача на нашей стороне. По мокрой глине мы бы здесь навалялись.
Проехав 80км от заправки, решил залить в бак бензин из баклашек, он выплеснулся туда как в бездонную пропасть и у меня начали закрадываться сомнения, что мы правильно рассчитали запасы бензина. Дорога сначала превращается в грейдер из мелкой черной щебенки, потом плавно перетекает в песок. Обращаем внимание, что по дороге завалы деревьев попилены, мостики хоть немного, но ремонтируются, в лесу накатаны объезды вокруг совсем засадных участков. Проезжаем заброшенную колонию-поселенив в Верхней Колве, мертвую Гадью. Кругом разруха, остатки автомобилей и тракторов и другой техники.
Перед Русиново замечаем свежие мотоциклетные следы и решаем посмотреть куда они ведут. Приезжаем к дому, рядом стоит Планета 3 с коляской и Шишига. Вышел дядька, поговорили. Сказал, что брода через Колву нет, вода высокая. Пригласил попить чай. Оказалось, что эту дорогу он пропиливал 3 дня и ремонтировал мосты. Ездить можно только на Шишиге с лебедкой и то не в любую погоду. В деревне жилых три дома. Электричества нет, связи нет, полное уединение. Согласился переправить нас на ту сторону на своей лодке. А так же поделиться со мной бензином.
Погрузили мотор и бензобак на коляску Планеты и отправились на берег.
Лодкой оказалась старая, длинная и узкая деревяшка. Делать нечего. Скинули шмурдяк с мотиков и приступили к переправе. Сначала Хаску поставили на дно, сами сели с разных сторон и переправились, каким-то чудом ловя баланс и удерживая равновесие. Любой комар, севший на мотик выводил эту шаткую конструкцию из равновесия. А Юра спокойным голосом сообщал, что под нами глубина 4 метра. Потом повторили с КТМом. Седых волос добавилось.
Это была самая страшная переправа в моей жизни.
Поблагодарив за помощь Юру и выпив за удачную переправу немного настойки, поняли что нам сегодня очень повезло, а так же, что обратного пути у нас нет. Повесили шмурдяк на мотики поехали в мертвую деревню Петрецово с просто офигенным видом на Колву и Тайгу. Там и поставили палатки во дворе заброшенного дома. Поужинали и легли спать.
Проснулись в 3:40 под шум дождя. Дождались пока дождь немного стихнет, выползли из палаток, попили чаю с шоколадкой собрались и поехали на самую интересную часть маршрута. 50км адского писеца. Кусты сменялись болотами, болота лесными завалами, завалы сменялись болотами с завалами. Жарко, мокро. Очень быстро кончилась вода. От усталости подташнивает, еда в глотку не лезет, тем более на сухую. Кругом болота, вода в ручьях цвета чая. Игорян вспомнил про каких-то лямблий и решили не пить эту воду даже прокипятив. Собрав волю в кулак двигались вперед, преодолевая метр за метром. Пилили, таскали деревья, таскали мотоциклы через деревья, падали на диагональных бревнах в траве. Просто падали. В очередной раз засадив мотик в трясине, падали и лежали на мягком мокром мху, глядя, как слепни и оводы пытаются сожрать или утащить в гнездо мотоцикл. Проходишь болото, дорога идет вверх, надеешься, что наверху посуше, раз, а там опять болото. Везло тем, что через каждый ручей или маленькую речку всегда было хоть какое-то подобие моста и не приходилось ничего строить. А впереди по карте две больших реки. Все говорили, что мостов через них нет. Временами появлялось настойчивое желание сойти на асфальт. Но мы гнали эти упаднические мысли прочь. И шли. Шли вперед. Очень повезло, что так рано проснулись и выехали. По темноте там ехать бессмысленно и беспощадно, а палатку в болоте ставить сомнительно. Задумались о гамаке с москиткой и тентом для следующих покатушек.
Дорога стала получше, но трэк ушел в лес, а дорога ушла левее. Сунувшись по трэку, поняли, что рубиться туда не вариант. А дорога куда-нибудь, да выведет. Загорелась лампочка топлива. Дорога песчаная, следов нет, едешь как по руслу реки. Сделав достаточно большой крюк, дорога все же вышла на трэк. Первый мост оказался разрушен, но прокатившись чуть дальше по берегу, нашли совершенно новый хороший мост, появились следы, значит близко уже люди. Второй мост оказался цел и невредим. Остановились отдохнуть. Пособирал дождевую воду с листиков и иголочек, смочил пересохший рот. До Якши 30км, до заправки 70, а у меня горит лампочка. Нет сил и хочется пить.
Грейдер до Якши оказался хорошим таким, рыхлым песком. Я очень радовался дождливой погоде, после всех этих болот по сухому я бы его, наверное, не проехал. Перед поселком завернули на какую-то лесовозную базу. Попросили попить. Когда мужики узнали откуда мы выехали, напоили нас чаем, дали бесплатно 10л бензина, пытались подарить термос с чаем, предлагали баню и выделить вагончик для ночевки. Вспомнилась фраза из прошлогодней покатушки по Мезени: “Здесь вам не Москва, здесь с вас денег не возьмут”. Но мы подумали, что если останемся, это закончится пьянкой и разговорами на пол ночи, а хотелось просто отдохнуть. Больше 12 часов мы потратили на преодоление этого участка в 50км. После чая и небольшого отдыха сил поприбавилось и мы помчались в Троицк на Печоре. Там заселились в гостишку и завалились спать. Организм настойчиво требовал дневки, но Троицк на Печере оказался достаточно скучным поселком, поэтому решили потихоньку двигаться дальше. По маршруту без асфальта, который подсказали мужики на базе, двинулись в Усть-Кулом. Позвонили в гостишку, нам сказали, стоянка есть, номера есть, значит в путь. По отличным плавным грейдерам через красивейшие еловые леса долетели до Усть-Кулома.
Насобирали грибов, утром хотели нажарить с картошкой. Приехали, а стоянки нет… Гостиница почти в центре поселка, кругом толпы не очень понятного народа, мотики оставлять стремновато. Думаем что делать, вышли на улицу. Игорян вспомнил, что когда поворачивал к гостишке у магазина видел мотоциклиста на чоппере, решили пойти посмотреть. Выходим за угол, он уже сидит на мотоцикле и собирается уезжать. Кое как его отловили и он помог вписать наши мопеды во двор частного дома его друга. Опять нам повезло. Единственный мотоциклист в городе решил прокатиться прям в нужный момент и наши пути пересеклись. Потом был долгий пеший путь в единственное кафе «в городе», по факту в нескольких километрах за городом. Ужин, коньяк, поиск такси до гостишки. Утром вышли за картошкой для грибов, увидели столовую и завернули туда. Грибы так и остались в холодильнике, надеюсь черви отомстили за обман со стоянкой, оттащили его в лес.
Доехали до Сыктывкара. Заселились. Светофоры, люди, движуха. Погуляли по городу, по парку, отдохнули.
Утром был ливень. Завтракали под ливень, собирались под ливень. В 12:00 спустились с вещами в холл гостиницы и стали ждать. Администратор открыла нам бар и выдала чай. Ехать на разведку дороги от Турунью до Лесного по такой погоде не хотелось, и уезжать, не разведав этот маршрут тоже. Через час ждать надоело, решили доехать до Визинги и там решить, или в Киров и домой или кататься. В Визинге было уже солнце, поэтому пообедали и бодренько свернули на Койгородок. В Кажыме сфоткали развалины железоделательного завода и помчали дальше.
От Кажыма до Турунью хороший песчаный грейдер. Местами твердый, местами сыпучий. В одном таком месте наглухо сидела фура с лесом. Заехали в В.Турунью на базу, передали сигнал бедствия и погнали в Н.Турунью.
Деревни почти не жилые, от зоны осталось пару полуразрушенных построек. Местный мужичек сориентировал как выехать на железку. Рельс нет, остались только полусгнившие шпалы. Железобетонный мост через Надыб, дорога спрыгивает с насыпи и идет через живописнейший сосновый бор.
Тут бы встать с палатками на берегу реки, но мы решили ехать до Лесного. Дорога возвращается на насыпь. Ехать легко. Только иногда кусты доставляют неудобство. Проезжаем бывшие поселки и станции. Октябрьский, Раздельная, Сысола.
У Сысолы обнаружили колодец, бидон на шесте, чтоб достать воды и кружку из консервной банки на кусте.
Доехали до Брусничного, тут начинаются заросшие рельсы. Прямо вдоль пути уходит мототропинка, направо дорога для машин. Начало темнеть, решили уйти по дороге и поискать место для палаточного лагеря. Безуспешно. Кругом болотина. На дороге лужи, грязь, доехали до окраины брусничного. Пейзаж из фильма ужасов. Полуразрушенные бараки, туман, сумерки. Того и гляди вурдалаки полезут. Едем дальше. На некоторых домах висят замки. Во дворе одного дома растет картошка. Кучи металлолома, похоже, кто-то приготовил чтоб вывезти. В какой-то момент дорога снова пересекается с железкой. Едем вдоль нее. Слева кусты, лупят по шлему, справа рельсы. И так 20 километров до Лесного.
В Лесном появляется связь. Находим гостишку в Кирсе, звоним, бронируем. 86км, прикидываем, что доедем часа за 1,5. Проезжаем мимо действующих зон, выезжаем за поселок и погнали. Ага, 1,5 часа. Доехали. Темно, туман и асфальт как после бомбежки. Ямы местами такие, что достают до грунтовых вод. Проехав жуткий Рудничный с заброшенными многоэтажками кое как добрались. На следующий день долетели до Кирова, загрузились в Соболь, переночевали и двинулись домой.
Почему тройка, семерка туз? Всю поездку удача была на нашей стороне, каждый раз подкидывая нужную карту. Как-то помыв, по совету местных, номера мотоциклов, мы случайно заметили удивительное сходство.
Источник: bikepost.ru